very_old_life

Categories:

Даже если бы в Самаре не было бы ни Волги,ни одного красивого дома, ни прекрасных музеев,и то стоило

всё бросить и приехать сюда, ибо здесь самый лучший памятник 

Шемякин в книге «Высоцкий В. С., Шемякин М. М. Две судьбы» пишет:

Памятник Высоцкому работы Шемякина в Самаре. Фрагмент. Метафизический портрет.

«Высоцкий в костюме и плаще Гамлета стоит, опершись на гитару, на фоне бронзовой стены, напоминающей стены Театра на Таганке, в правом углу — свисающий театральный занавес. Слева в проеме стены — тюремная решетка, перед которой фигура стоящего спиной к зрителю милиционера, держащего связку ключей не то от камер заключенных, не то от самой страны, запертой от свободного мира и превращенной в „большую зону“. Правее от тюремной двери на разросшемся кусте терновника сидит птица алконост. Перед сказочной птицей — фигура Марины Влади в роли принцессы Клевской, которую она когда-то сыграла в кино. В руках Марина держит книгу „Владимир, или Прерванный полет“, написанную ею после смерти мужа, из которой как символ злобы и интриг, обрушившихся в России на голову Марины после ухода Володи, выползает маленькая змея. Над головой Влади висит любимая Высоцким работа Шемякина „Метафизический портрет с Уркой“. И в правом углу зритель видит фигуру госпожи Смерти, прикрывающей оскал черепа театральной маской и держащей в руке чашу Судьбы, перевитую маком, который для себя Высоцкий обозначил символом Смерти. И под чашей выгравированы эти строки: „Как хороши, как свежи были маки, из коих смерть схимичили врачи!“ И ещё на бронзовой стене выгравирована благодарность бывшему „комсомольскому вожаку“, когда-то открывшему самарцам Высоцкого — Косте Титову, благодаря которому появился этот памятник».

Важный элемент памятника — фрагменты стихов Высоцкого, выгравированные на бронзе

Об отношении Высоцкого к роли Гамлета и собственно к шекспировскому персонажу говорит стихотворение «Мой Гамлет» (1972). О. Ю. Казмирчук пишет: «Данный текст — стихотворение, написанное Гамлетом. Однако его название, „Мой Гамлет“, свидетельствует о том, что автор лишь примеряет на себя эту роль, дает свою интерпретацию сюжета, а значит, рассказ о судьбе принца и его друзей одновременно является рассказом о самом авторе и его поколении… Гамлет Высоцкого стремится избежать предначертанной ему судьбы правителя, стремится противопоставить себя жестокому миру… По мнению Высоцкого, мучивший Гамлета вопрос „быть или не быть“ не является самым трудным и важным, самый нужный вопрос ещё не найден, не сформулирован…».

«А гениальный всплеск похож на бред,В рожденье смерть проглядывает косо…А мы всё ставим каверзный ответИ не находим — нужного вопроса».(В. Высоцкий. «Мой Гамлет»)


«Рассказывая журналистам о том, как в Театре на Таганке обыгрывается центральный гамлетовский монолог, Высоцкий пояснял: „Гамлет, которого я играю, он у меня не думает, быть ему или не быть. Потому что — быть; он знает, что хорошо жить, все-таки… Как ни странно, вопрос, который всем ясен — что быть лучше и жить надо — всё равно стоит перед определёнными людьми всю историю человечества. Вот что Гамлета мучает — значит, что-то не в порядке, если ясно, что жить лучше, а люди всё время решают этот вопрос. Вопрос в том, чтобы не вставало этого вопроса“».

«Что-то не в порядке…» «Нет, ребята, всё не так…». Что именно не устраивало Высоцкого? Самый полный ответ на этот вопрос дают его стихи. Процесс их создания поэт охотнее всего открывал своему другу Михаилу Шемякину. Марина Влади ревновала к нему супруга, когда тот, прилетая в Париж, в первую очередь спешил не к жене, а к Шемякину, чтобы показать ему свои новые стихи и песни.

В 2011 году М. Шемякин выпустил книгу-альбом «Высоцкий В. С., Шемякин М. М. Две судьбы», состоящий из 42 иллюстраций к стихам Высоцкого, а также из текстов, посвящённых их дружбе. Два образа, присутствующие в композиции памятника, часто встречаются в иллюстрациях Шемякина к произведениям Высоцкого: образ Смерти и образ Милиционера-Охранника.

Памятник Высоцкому работы Шемякина в Самаре. Фрагмент. Госпожа Смерть

Справа от горельефа Марины Влади, почти спиной к ней, расположена фигура, закутанная с головой в мягкие одежды, которые ниже пояса сложены в плавные вертикальные складки. В левой руке босая Смерть держит маску, которая немного опустилась и открыла истинное лицо Госпожи: череп с провалами глаз. Её «взгляд» направлен на Высоцкого, который стоит к ней спиной на своем постаменте. В правой руке Смерть держит полную чашу, овитую цветком мака. Рядом на бронзовой стене начертаны стихи поэта (орфография и пунктуация сохранены):

«Как хороши, как свежи были маки,Из коих смерть схимичили врачи…».

С близкого расстояния видно: провалы глазниц Госпожи Смерти уходят вглубь стены, пустота её черепа — это не контррельеф(заглубленная фигура), а углубления в барельефе.


Памятник Высоцкому работы Шемякина в Самаре. Фрагмент. Охранник

В левой части бронзовой стены — ниша, которую покрывает решетка. Перед ней спиной к нам стоит огромная (224 см) фигура милиционера в сапогах, галифе, кителе и портупее, на которой висит кобура. Руки Охранника сложены за спиной и держат связку ключей. Голова — шестигранная призма — напоминает болт, а фуражка — шляпку гвоздя.

Человек в сапогах и фуражке (часто вооружённый) встречается в 12-ти из 42-х иллюстраций Шемякина к текстам Высоцкого:

  • «Мой чёрный человек в костюме сером…»,
  • «Енгибарову — клоуну от зрителей»,
  • «И кто вы суть? Безликие кликуши…»,
  • Песня-сказка про джина,
  • Конец охоты на волков,
  • Ответ на песню «Охота на волков»,
  • Никакой ошибки,
  • Серебряные струны,
  • «Красное, зелёное…»,
  • «Был побег на рывок…»,
  • Купола. Песня о России,
  • Песня Солодова.

На стене рядом с охранником — первая и последняя строфы из стихотворения «Мой чёрный человек в костюме сером…» (орфография и пунктуация сохранены):

«Мой чёрный человекВ костюме сером —Он был министром, домуправом, офицером…Как злобный клоун, он менял личиныИ бил под дых, внезапно, без причины.Но знаю я, что лживо, а что свято —Я понял это всё-таки давно.Мой путь один, всего один, ребята,Мне выбора, по счастью, не дано!»В. Высоцкий


Фрагмент памятника. Марина Влади и алконост (крупный план)

На бронзовой стене «разросся» куст терновника, его ветви — как длинные закрученные в полукружья шипы создают красивый орнамент . На кусте сидит мифическая птица Алконост с грудью и головой молодой женщины. На гладко убранных назад волосах — кокошник, но её лицо выглядит современно. Птица приподняла крылья и смотрит на Марину, которая внимает ей и будто углублена в свои мысли. Марина одета в старинное платье, но причёска современная. В руках она держит книгу «Владимир, или Прерванный полет», из-под которой выползает змейка.

Горельеф Марины Влади смещён относительно центра стены вправо. Повествование о жизни героя ведется слева направо. Марина пришла в жизнь Владимира за 12 лет до его ухода. Она представлена скульптором в роли принцессы Клевской в  одноименном фильме  ЖанаДелануа   (1961 год)[10], снятому по роману М.М. Лафайет. Роль Марина сыграла, когда ей было 23 года.

Справа от горельефа — четверостишие из знаменитого последнего стихотворения поэта, написанного 11.6.1980 года (орфография и пунктуация сохранены):

Марине Влади«Мне меньше полувека — сорок с лишнимЯ жив, двенадцать лет тобой храним.Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,Мне есть чем оправдаться перед Ним…»

Памятник Высоцкому работы Шемякина в Самаре. Фрагмент. Марина Влади и алконост

Это имя встречается в посвящённой М. Шемякину песне Высоцкого «Купола»:

«…Птица Сирин мне радостно скалится,Веселит, зазывает из гнёзд;А напротив тоскует-печалится,Травит душу чудной Алконост!…»

«Алконост, в византийских и русских средневековых легендах райская птица с человеческим лицом (часто упоминается вместе с другой райской птицей — сирином). Образ алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете». Контраст в образе алконоста между «тоской-печалью» у Высоцкого и мифическим «прекрасным пением», которое заставляет слушателя «забыть обо всем на свете», не делает шемякинский образ противоречивым, он определяет особенность дара Высоцкого: тоска, боль и сочувствие в его поэтике — синоним «Прекрасного», пробуждающего душу, вызывающего её из небытия.

текст из Википедии

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic