very_old_life (very_old_life) wrote,
very_old_life
very_old_life

Книга в помощь






фрагмент бюро работы Матвея Веретенникова 1795-1796г , ножки ,которые мы фанеровали - были сильно проще



                          




Робинзон Крузо и его влияние на усовершенствования технологий ,применяющихся для изготовления высоко-художественной стильной мебели и оптимизации процессов фанерования и наклеивания тонкосрезанных пластинок благородных пород древесины на детали, имеющие при разрезе форму круга, овала ,эллипса или чего нибудь похожего по своим геометрическим характеристикам. 


 ( псевдо- научная статья для ушей людей ,которые дружат со столярным инструментом)




Не знаю почему,  но перечитывая свои же заповеди реставратора, подумал,  сам же писал, что надобно делиться тайными секретами мастерства. И где этот делёж ? Поэтому приступаю и делюсь:



Я конечно мог напустить словесного тумана и околонаучных терминов. Но пожалею ваше время и ваши уши. Расскажу на всякий случай, что бы  зафанеровать круглую колонну или ножку - это и руки надо правильные иметь и опыт кое-какой , да и в голове хотя б пару тройку дельных мыслей. Вот как то и мне представилась возможность « порешать» задачу не очень лёгкую. Мы делали вместе с резчиком консоль : под  чьей полукруглой крышкой из тиса ягодного, сразу под царгой  была фигура крылатой женщины. А вот задние ноги имели круглое сечение и утоньшались книзу. Конечно если бы был масссив того самого тисса . Вообще не было бы никаких проблем, отпилил брусок зажал в токарный станок , выточил и ставь на место . Но массива такого не было ,был только шпон - поэтому никаких путей отхода не существовало. О вакуумных прессах мы тогда даже  слыхом не слыхивали. Любой мастер меня поймёт , это с какой скоростью надо работать,чтобы заготовку намазать клеем , обернуть , точно раскроенным шпоном,выдавить остатки клея, зафиксировать шов гумированной лентой и исхитриться прижать обмотанным вокруг резиновым жгутом. Мы колдовали над одной ножкой полдня,но зря. Самое главное ,что я не сказал клей ,которым мы работали был настоящий горячий столярный клей. Потому как у нас стояла задача не отступать от старинных технологий. Для примера у нас была ножка  из книги «Русское наборное дерево 18 века». Так в книжке той секретер есть знатный , сработанный для Екатерины мастером русским Веретенниковым. Ножка та мало того ,что круглая и конушёная , так ещё и оклеена  орнаментальным набором. Вообщем задача не самая простая - и клей , чтоб не остыл и фанеровка , чтоб не нахлестулась ,забрав влагу из клея. А самое главное давление должно быть достаточное. Вообщем задача как перевезти в одной лодке козу капусту и волка. И совсем уж было мы загрустили , но вспомнилась книга про Робинзона Крузо. Не знаю Как устроен мозг и почему он вдруг вспоминает в такой момент про бедного обитателя необитаемого или почти необитаемого острова. Но уже через минуту всё стало на свои места и я воспользовался подсказкой Робинзона. Он чтобы подтянуть корабль мочил канаты водой ,привязывал к пальме, а высыхая канаты уменьшались и подтягивали корабль. Этим то свойством ткани ,мы и воспользовались сначала изготовили приспособление типа вертела ,отцентровали и зажали круглую ножку на осях. Под ножкой приблизительно в сорока сантиметрах  у нас находилась электрическая плитка. Ей то мы и нагрели ножку медленно вращая , затем нанесли в меру горячий столярный и аккуратно  прикатали заранее вырезанный по шаблону шпон. Шов проклеили гумированной лентой . А затем- вот тут то и пригодилось ноу хау Робинзона . Взяли ни разу не стиранное вафельное полотенце ,достаточно длинное, намочили в горячей воде , отжали и сильно сильно  натянув обмотали по всей длине . После этого медленно вращали ножку над горячей плиткой. Через полчаса ткань высохла и натянулась очень туго. Затем отключили обогрев и оставили в таком положении на ночь. Результат превзошёл все ожидания ,шпон приклеился намертво , а стык остался идеальный.


Tags: секреты мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments