very_old_life (very_old_life) wrote,
very_old_life
very_old_life

Categories:

Он -лайн книга про реставрацию(похороны дивана)










На самом деле подобные примеры изобретательности и курьёзности  подобного творчества были и в предыдущие века. Встречаются порой интересные образцы мебели ,искрящиеся остроумием заказчика талантом исполнителя .В своё время была мода на обманки в мебели, когда обычный платяной шкаф маскировался под аристократический секретер или за корочками фальшивых фолиантов книжного шкафа , на полках  хранилась коллекция дорогих вин. Один раз встретил  комод переделанный в бар . Да и на многое были способны крепостные мастера ,выполнявшие прихоти своего барина. А ещё в Эрмитаже есть предмет ,с не менее интересной историей . Это был тот случай ,когда мебельщики друг за другом ,по очереди совершенствовали и дополняли творение друг за другом . Пока макет дверей представленный Екатерине не превратился в шкафчик ,который  до сих пор украшает своим видом собрание эрмитажной  мебели. Но  в этом исключении из правил участвовали лучшие в своём деле мастера .Это Давид Рентген, Христиан Мейер, Генрих Гамбс.А появился этот шкафчик так:Давид Рентген делал в своё время макет дверей  в новый строящейся  дворец  Екатерины Великой, мебельщик Христиан Мейер построил корпус для этих дверок ,ну а Гамбс  в начале девятнадцатого века дополнил это сооружение прекрасным постаментом. Конечно это случай из ряда вон выходящий ,как если  бы Пушкин ,Тургенев и Толстой написали ,что нибудь эдакое . В данном случае может быть ,что нибудь и получилось . Но в жизни редко Гамбса начинает править Луи Мажорель или Чарльз Макинтош ,а чаще всего выходит на авансцену мастер «Пупкин» и выносит свой приговор ,а хуже того приводит его в исполнение , и чем меньше у мастера опыта - тем меньше он тратит времени на раздумье и колебания . Тем более тверже   и однозначнее  решение и  более стремительнее происходит усекновение всего лишнего или добавление всего нового. Хотя всегда у реставратора есть возможность не портя чего то уже созданного сотворить что-то своё , не трогая памятник дошедший до нас. Именно так создать своё ,а потом сравнить.Ведь к сожалению ,мастера делавшие в то время ,не могут по причине своего отсутствия  -защитить свои творения .Не открою Америки, сказав, что в жизни каждого или почти каждого человека (ну и реставраторы тут не стоят особняком) наступает момент, когда кажется, что сам черт тебе не брат. И вообще, пора поставить на место всяких там чиппендейлов и гамбсов. Вот примерно такая история случилась не просто с мастером, а с реставратором со степенью искусствоведа, знавшего толк во влиянии особенностей текстуры карельской березы на тектонику и композиционную целостность восприятия художественной мебели эпохи матерого царизма. 


Уже не помню, по какому поводу, но сидели мы в одном полутемном подвальчике: редко в те времена мастерские реставраторов имели яркий свет. Как тогда было принято, «проставлялся» или "накрывал поляну" виновник торжества, получивший гонорар за сделанную работу. Сидели хорошо, душевно, изрядно обмыв сданную работу, и уж не помню, почему зашел разговор о "фуфелях" (подделках на языке реставраторов). Один начал вспоминать, как имитировал следы древоточца дробью, уговорив знакомого охотника пульнуть в задний полик, другой вспомнил, как из одной ножки сотворил целый стул, третий посвятил нас в тонкости старения дерева в духовке. Тогда же была открыта страшная тайна, на сколько глубоко и под какой куст надо зарыть бронзу, чтобы она соответствовала временам наполеоновского похода. Вот если б записать хотя бы половину того, о чем говорили нетрезвые мастера, то легко можно было создать справочник секретов. Но, увы, руки были заняты стаканом и закуской. И только один из молодых сидел с гордым, как у сфинкса, видом и не встревал в разговор "стариков".  Сидел тихо, лишь загадочная улыбка мудрого аксакала играла на его лице, и только сторонний наблюдатель смог бы оценить, как ему трудно было сдерживать себя, чтобы не перебивать авторитетов. Сидел он не просто так, а ждал своего звездного часа: сейчас он утрет нос бывалым реставраторам, покажет, что недаром он просиживал вечера в университетской библиотеке.


Тем временем махнули еще по рюмке, притихли, и тут "искусствовед" объявил: " Господа, оцените мою последнюю работу в стиле русского ампира,-" и театрально сдернул драпировку. Скромное сооружение отдаленно напоминало больничную тумбочку времен военного коммунизма или коллективизации. Скромная по пропорциям и убранству вещь поражала великолепием текстуры редкой по красоте карельской березы, наверное, такое роскошное дерево правильнее было сравнить с северным сиянием или мерцанием загадочного перламутра. Все было в этом дереве: и глубокий янтарный цвет, и переливчатость, и наличие тончайшей паутины волосяных трещин. И все это говорило о прошествии двух веков в жизни волшебного дерева. Не менее достоверным было и внутреннее пространство шкафчика. Мастера внимательно осмотрели бока тумбочки и даже погладили их своими шершавыми ладонями, поцокали для приличия языками, закурили, собираясь объявить свой приговор. Но "профессор" не выдержал первым и, слегка заикаясь, произнес: "Тут все до последней доски - XVIII век, спектральный анализ здесь бессилен, да и университет за плечами,"-  мастер поправил кудри и приготовился выслушать шквал комплиментов.


А тут вместо похвалы вопрос: "А где столько старой карелки раздобыл? "


"Да тут какие-то детали на помойку выкидывали, просто повезло, да и не все пока распилил, кое-что осталось».


Даже в не совсем трезвых мозгах реставраторов из жалких, но жутко породистых остатков, как из пазла, возникла картина убитого и не подлежащего восстановлению предмета. «Ну, что, парень! Беги за бутылкой - павловский диван хоронить будем, эх восстановил бы - год мог бы валяться на Канарах, а так…!!!»



Tags: книга он-лайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments