very_old_life

Category:

В этой церкви когда-то и была реставрационная мастерская ,где собственно, я сделал первые шаги ...

Каждый день пробегал я  мимо Петра и Павла ,укоризненно смотревших, как я вечно опаздывал на одну-две ,а то и на целых пять минут . Конечно же хмурили брови и мои старшие коллеги ,они то памятуя, сталинские времена приходили на работу ровно на час раньше ,ровно на час -каждый  божий день.

В этих мастерских работали мастера уникальные , и поверьте в советское время в реставрации весьма редко мог оказаться ,человек бесталанный ,я уж не говорю про профнепригодных .Наоборот в мастерской работали те мастера ,которые учились у  мастеров ,которые ещё на батюшку царя работали ... Но вспомнился мне тут случай ,который уж и вообще не в какие рамки не лезет .

   Уж не знаю, как моют операционную перед операцией ,но только наши позолотчики делали уборку перед золочением ,какой нибудь, даже самой незначительной    детальки ни на грамм хуже .Ибо полы у них в мастерской просто скрипели от чистоты. А у инфузорий и микробов ножки просто разъезжались от полировки и блеска нечеловеческого. И вот как-то раз золотили они рамки для академии наук с портретами мужей учёных от Архимеда и Платона ,Ломоносова и Ньютона и вплоть до самых тогда современных типа Келдыша и Мичурина . Отзолотили так ,что блеск стоял такой блескучий ,что и смотреть на их работу можно было только через закопченное стёклышко или маску для сварщиков, чтобы не ослепнуть. Отзолотить то  отзолотили и даже полировку навели зубчиком агатовым . А потом упаковывали дня два ,и папиросной бумагой и ваточкой прокладывали, и ещё чёрт знает чем ,фланелькой и ветошью . И приехал по тем временам современный автомобиль «иж -каблук»

И все рамки загрузили туда ,практически дыша то через раз ,и закрыв дверцу вздохнули. Вроде даже и гора с плеч, пускай дескать академики любуются на Пифагора и Марию Складовскую-Кюри. Но не довелось в тот раз академикам насладиться портретами да рамами золочёными... А всё почему ,дорога что от церкви до ворот ,что под колокольней , была вся в яминах и ухабах ,и  не смог автомобиль выехать даже за ворота ,как треск раздался и половина стёкол и рамок вдребезги пополам все и разбились ... И пришлось ещё месяца два реставрацию,  реставрации,  реставрировать по новой... Вот ведь какая оказия там и приключилась ... И вроде не девятнадцатый век какой никакой был ,а что ни на есть самый двадцатый ,аж прям чуть ли не 1978 ,а может и путаю чуток... Да и ехать то от ворот метров двадцать пять -тридцать...

И ехать то вот отсюда и вот до колокольни ,тому каблуку только и удалось , только это сейчас здесь дорога как струнка ровная , а тогда ....


Ну а кому интересно вот что пишут про собор тот :

Комплекс Крестовоздвиженского собора, расположенный на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе - один из самых старых в Санкт-Петербурге. История его началась с того, что по указу Петра I в Петербург были направлены ямщики, которые поселились в слободе на берегу реки Лиговой (ранее она называлась Черной). Близ этого места образовалось одно из первых в Санкт-Петербурге кладбище. На этом кладбище была построена маленькая деревянная часовня, однако своей церкви в слободе ямщиков не было. 

По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.

Церковь была построена в стиле петровской архитектуры: вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек. 

В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена церковь, купленная и привезённая с охтинских заводов. Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали.

В 1740 году причт и прихожане иоаннопредтеченский церкви обратились к св. Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, "понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается".

Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный придел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1794 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) - во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым). В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.

Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. Архитектор проекта неизвестен. Кроме главного престола во имя Тихвинской иконы Божией Матери, церковь им небольшой южный придел во имя Св. Иоанна Златоуста. 

В 1804 году архитектором Постниковым (1766 - 1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажень высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя - четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году. Ярусом звона был третий ярус колокольни, в котором размещалось двенадцать колоколов. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни была устроена церковь святых Кирилла и Мефодия. Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери. Освящен храм был 2 февраля 1878 года митрополитом Исидором. В эту церковь вела каменная лестница, насчитывающая до второго яруса 40 ступеней. Крестовоздвиженская колокольня - одна из красивейших колоколен Петербурга - важнейшая градостроительная доминанта района. 

Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В. Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни. Церковь была рассчитана на 2500 человек.

Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца. Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.

После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: "В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским". 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня - Николая Чудотворца.

Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой аспидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева - придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном - во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.

Некоторое время после революции храм оставался действующим. С 1924 года по июль 1938 года относился к Патриаршей Церкви. Закрыт в июле 1938 года, частично перестроен в 1939 году.

Существовал "Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва" о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако, он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения "Союзкинопрокат" ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери Закрыта 22 апреля 1932 года, передана под школу.
Церковь равноапостольный Кирилла и Мефодия закрыта в 1938 году.

В годы войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. А в 1947 году была передана под производственные нужды реставрационных мастерских.

В 1991 году храмы были возвращены православной церкви. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество, в Никольском приделе храма с 1991 года совершаются богослужения и одновременно проводится реконструкция интерьеров и фасадов здания. У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения императора Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора (скульптор Сергей Алипов). 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic