Categories:

В музеях и Твери и Тулы находятся Мефистофели скульптора Антокольского

музей в Твери
музей в Твери
музей в Туле
музей в Туле

Антокольский. Мефистофель

Антокольский Марк Матвеевич. Мефистофель. 1883. Мрамор. 173 х 71 х 199. "Мефистофель", названный ранее "XIX век" - не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.

Обратившись к образу Мефистофеля, скульптор взял за основу литературный прототип из поэмы Гете "Фауст", и в первоначальном эскизе создал почти иллюстрацию к нему, но "литературность" сюжета не удовлетворяла скульптора. Постепенно у него рождалось новое понимание образа.

"Мефистофель" - это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом" - писал скульптор. Мефистофель для него стал порождением современности, символом XIX века.

Скульптор исполнил множество вариантов статуи, стремясь средствами самой пластики, не прибегая ни к каким поясняющим деталям, представить Мефистофеля. Изобразив его обнаженным, Антокольский избежал необходимости воссоздавать костюм какой-либо исторической эпохи. Сохранение же литературного названия статуи Антокольский объяснял тем, что оно делает образ более понятным для людей.

Окончив в 1883 году статую, Антокольский мечтал показать ее в Петербурге. После долгой переписки, бесконечных хлопот В.В. Стасова она в 1886 году была выставлена в Эрмитаже. Произведение везде имело шумный успех.

Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почетным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.

https://www.ikleiner.ru/lib/antokolsky/antokolsky-0005.shtml


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic