very_old_life

Categories:

А знаете кто 300 лет назад начал строить первый в России "потаённый корабль" -ну то есть субмарину

Это был обычный плотник...

Плотник Ефим Никонов

А в 1720 Плотник Ефим Никонов начинает строить «потаённое судно», предшественницу  субмарин.

Родился в селе  Покровско -Рубцово, в Подмосковье, в семье крепостного . крестьянина. В 1781 году  подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что

…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…

Изобретение также предлагалось дополнить водолазным костюмом из кожи. Предполагалась возможность выхода людей в подобных костюмах для разрушения днища неприятельского корабля. Проект костюма содержал в себе основные элементы современного водолазного снаряжения. Его шлем представлял собой прочный деревянный бочонок со смотровым окошком против глаз. Скважины и отверстия должны быть «убиты» свинцом, к спине должен быть прикреплен груз со свинцом или песком. К проекту также прилагалась опись особых инструментов для работ «по провертке» и «зажиганию» кораблей.

В 1720—1721 годах по указанию Петра I построил сперва модель, а затем, в 1721— 1724 годах и полноразмерное подводное «Потаённое судно», ставшее первой российской подводной лодкой.

Макет «потаённого судна» в Сестрорецке.
Испытание «потаённого судна» происходило в 1721 году в присутствии Петра I на реке Неве у Галерного двора.

Памятник испытаниям потаённого судна Никонова в Сестрорецке

Для сооружения «Потаённого судна» использовались доски, железные полосы, медные листы, кожа и другие материалы.

Никонов являлся  командиром экипажа из четырёх (по другим источникам — из восьми) человек, под его руководством осуществлялись пробные погружения.

Первые испытания судна, в присутствии Петра I, прошли осенью 1724 года и закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля оказалось проломлено.

Весной 1725 года судно было спущено на воду после ремонта, но обнаруженная течь не позволила провести погружение.

Третий раз Никонов испытывал своё судно в 1727 году.

После смерти Петра I впал в опалу. В  1728 году был разжалован из мастеров в рядового плотника и сослан на Астраанскую верфь.

Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е. Е. Колосов полагает, что судно Никонова «по техническим решениям, заложенным в нем, являлось прообразом современной ПЛ» и что сам Никонов, несмотря на неудачи, «в действии доказал возможность подводного плавания: летом 1721 года Ефим на своем „судне-модели“ все же совершил два успешных погружения и всплытия на Неве».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic