very_old_life

Category:

Продолжение древней японской притчи, рассказаной мне, моим учителем Яковом Заморённым

Притча короткая поэтому повторю и сразу продолжу, что же было дальше...

Сидели Мы как то с Яковом Заморённым перекуривали , он тогда всё про Японию, да про какое то странное озеро Мотосу расказывал . Прямо как в клубе кинопутешествий. И такое оно у них чудесное и прозрачное и такое глубокое, и вода зеркало а воздух , да только в раю может воздух такой быть ,и то не повсеместно а по талонам -для самых самых. 

       И вот говорит Яков жил около этого озера мастер мебельщик и делал он мебель для самого японского  императора и его дочки. И никто во всей Японии не мог сделать лучше , да даже приблизиться не могли ,сколько не старались. Пока принцесса не объявила конкурс да задание для женихов своих — принесите мне мол  шкатулку лаковую ,и чтобы в ней солнце купалось. Все вроде кинулись делать с усердием и качеством японским , но не купается солнце не щекочет глаз лучами своими утренними. 

   А был у того мастера, что жил у озера подмастерье и красив и статен и в ремесле не последний . И вот приходит он к мастеру и падает ниц, не могу я без императорской дочки жизнь свою японскую дальше жить ,придётся мне себя пополам разрезать стамеской своей наточенной ,так  что плывущий по ручью лист перерезает. Не порть, не тупи стамеску отвечал ему учитель -помогу я тебя . 

      Сели они в лодку доехали до середины озера и стали полировать шкатулку с первыми лучами солнца , так полировали месяц. Потом отложили на полгода  и ночью поплыли дополировывать ту шкатулку посередине озера. Тут я не выдержал и спрашиваю у Якова. Зачем ночью то ,если солнышко поймать нужно было . Закурил Яков следущую и продолжает ,а для того мил человек ,что луна не сама светится ,а лишь свет солнечный отражает ,и чтобы поразить принцессы сердце именно загадочный свет и нужен.

      И чего ты вдруг Яков Фёдорович про озеро да про принцессу ? Не выдержал я его взгляда хитрого. Да Мишаня -хотел сказать тебе ,что пол то помыть надо, прежде чем полировку то затеваешь . Видишь люди то разумные ,посередь водоему деревяшки полируют — ни пылинки , да ни соринки. Тут я за ведром то и поскакал , даже про принцессу забыл.

А вот и продолжение : 

И так три ночи выезжали они на середину озера и полировали шкатулку ,и лишь тогда и поймали они отсвет луны, и засиял он на чешуйках рыбы- карпа перламутром и серебром . 

И ничего не сказал Император ,да и чего тут скажешь не было до тех пор такой красоты ,не создавали человеческие руки ни до ,да и после ничего подобного создано не было.

И дочка стоявшая поодаль тоже была поражена  ,ибо один из лучиков отразился от той шкатулки и поразил её в самое сердце .

И как ни хороши были работы других мастеров ,они и близко не могли составить хоть какой либо замены тому шедевру. И тогда император был вынужден ,сказать приходи завтра и забирай дочку в жёны .

На следующее утро ,с первыми лучами солнца мастер стоял у ворот ,но охрана не пустила его на порог ,и на другой день тоже не пустила и вообще предупредили ,если появишься не жить тебе . 

Уж неведомо почему не стал держать своё слово император ,может приснилось что ,или деньги ему вдруг понадобились ,а вот только решил он отдать свою дочку за богатого и влиятельного самурая...

Но за три дня до свадьбы ,вдруг привозят ко дворцу свадебный комод (тансу)небывалой красоты , И настолько он красив был и богато украшен ,что император распорядился отнести его сразу в покои невесты. Ну где скажете пожалуйста должен быть подарок жениха, а то что такой великолепный сундук мог преподнести богатый самурай никто и не сомневался ...

А вот то, что зря никто не сомневались и не проверили- вскрылось лишь  назавтра ...

Да правильно вы угадали в сундуке спрятался именно тот самый японский мастер ,который и убежал с обещанной ему императором невестой...   

А вот статья эта про те самые знаменитые японские сундуки

Тансу – «невидимый» комод | Тансу – японский танец с Ваби-Саби

Средневековые японские комоды «тансу» (tansu) – в наши дни желанный предмет антикварных притязаний многих любителей Востока. И недаром, ведь тансу – воплощенная эстетика Ваби-Саби, ключевой момент в японском понимании красоты, зажиточности и даже – добропорядочности (об этом речь пойдет ниже). 

Дословно «Ваби-Саби» можно перевести как «простота» + «ржавчина», и это два слова, которые идеально характеризуют шкафы (комоды, сундуки, кабинеты) тансу. Хотя, конечно, не все из них ржавые, – возраст аутентичных тансу (большинство оригиналов были созданы в период Мэйдзи, с 1868 по 1912 гг.) однозначно зачисляет их в антиквариат. В XX веке – а точнее, с конца 60-х годов, сначала в Америке, а затем и по всему миру западные люди неожиданно для себя открыли не только невероятную прочность, но и необыкновенную красоту, если не сказать «одухотворенность», средневековых комодов тансу, и захотели приобщиться к этому направлению культуры. Не то чтобы тансу стали популярны в полном смысле этого слова – но они востребованы в кругах ценителей изящных реликвий Востока. Сейчас раздобыть себе тансу не проблема – если у вас и нет денег на покупку антикварного экземпляра, то можно за сходную цену приобрести очень красивую подделку под старину. Тансу подделывают не меньше, чем древние манускрипты, и зачастую стоят эти комоды не меньше чем любой другой предмет роскоши. Однако неважно, идет речь о «музейном» тансу, который хранил совсем не декоративные самурайские мечи, или это качественная, «душевная», подделка – явное ощущение «древности» этого комода, его невероятная практичность (делающая многие тансу «вечными»), дзенско-минималистичный аристократизм и креативная (однозначно «Восточная»!) ассиметрия – вот, пожалуй, основные черты тансу, за которые их не только покупают, но и по-настоящему любят.

Тансу изначально были – да и сейчас остаются – «шкафами на все времена». Этот объект создавался, покупался и хранился как «фамильная реликвия». Шкаф, комод или сундук тансу должен был прожить не одно поколение. Фактически, тансу разрабатывались так, чтобы пережить даже само жилище японца: в случае пожара, землетрясения или просто переезда на другое место. О прочности тансу ходят легенды, да и не удивительно, т.к. конструкция этих предметов японского интерьера изначально была рассчитана и на активную ежедневную переноску, и на сборку-разборку, на противостояние влаге (в Японии есть сезон дождей, когда дерево сначала разбухает, а потом усыхает), и даже… огню! Большая часть антикварных тансу относительно огнеупорны, т.к. сделаны из очень прочного и очень старого (десятки лет выдержки) дерева. Тансу всегда были и остаются штучной продукцией, обычно делались на заказ, и поэтому можно понять, что для японца тансу – архетипичный аналог русской печи (от которой все «пляшут»), или может быть западноевропейского «бабушкиного буфета» – символа благосостояния.

Многообразию форм и назначений тансу можно только подивиться:

Чобо-тансу – шкаф-сундук торговца, чаще всего использовался для хранения бухгалтерских книг и всевозможных бумаг (договоров, переписки, приходно-расходных документов). Лицевая сторона такого шкафа и была, можно сказать, «лицом фирмы», поэтому зачастую делалась из особенно ценных пород дерева и богато украшалась коваными элементами. Такой шкаф ставили в лавке на видное место, а иногда и приковывали цепью к свае, на всякий случай.

Катана-тансу – сундук для катан – самурайских мечей. Использовался полировщиками мечей для хранения и защиты своей продукции от влаги (особенно в период дождей), а также зачастую и для переноски: торговцы ходили с таким шкафом по жилищам самураев и продавали мечи. Для этого в конструкцию шкафа изначально закладывались ручки либо колесики. Тяжелые тансу поднимали четыре специально нанятых носильщика.

Хиконе Мизуя-тансу – комод для кухонных принадлежностей. Тот самый «бабушкин сервант», только в японском духе! В нем могло быть множество отделений для разнокалиберной посуды и принадлежностей. Сейчас за такими комодами охотятся светские дамы, у которых в будуаре тысяча мелочей (и драгоценностей), которые все нужно куда-то положить!

Курума Чобу-тансу (Курума-тансу) – комод-на-колесах или дословно «повозка». Такие тансу делались особо легкими и крепкими, в конструкцию для прочности закладывалось много кованых элементов. Они ставились на колесики и помещались в особом месте жилища, откуда могли быть оперативно вынесены на улицу в случае пожара или землетрясения. В таком шкафу хранилась уже не одежда и не кухонная утварь, и не безделушки, а только самые ценные для владельца вещи. Существует документальное свидетельство очевидца-иноземца (датчанина Захария Вагенаера), как во время пожара 1657 года («Великий пожар годов Мейреки») в г. Эдо (сейчас – Токио) многие люди погибли из-за того, что улицы были запружены Курума-тансу, в которых горожане пытались спасти свои пожитки. Как бы то ни было, после пожара спрос на Курума-тансу только возрос, т.к. опасность потерять имущество стала еще очевиднее.

Фуна-тансу – корабельный шкаф-сундук, хранил если и не сокровища, то уж точно все самые дорогие сердцу капитана (или владельца судна) вещи. Обычно делался водонепроницаемым. Такие сундуки особенно богато украшались металлическими элементами, т.к. часто переносить их с места на место не предполагалось. В настоящее время этот подвид тансу – один из самых дорогих, и недаром, ведь они нередко и самые роскошные. Почти все Фуна-тансу очень массивно и богато украшены. Каждый уважающий себя капитан торгового судна, прибыв в очередной портовый городок для торговли (обычно рисом), приказывал матросам вынести на берег его Фуна-тансу – и начинал торговлю под изумленные чудо-сундуком взгляды чужаков.

Сэндай-тансу

Существует еще множество видов тансу: Кусури-тансу (аптекарский шкаф-комод со множеством ящиков под лекарственные травы); Кайдан-тансу (ступенчатый шкаф-лестница, который составлялся из сменных блоков и вел на чердак); Рёбираки Касане-тансу – комод для хранения одежды, в основном дамской и Сендай Ишо-тансу – шкаф для хранения одежды не по сезону (обычно с длинным верхним ящиком и массивным замком или щеколдой, богато украшенный ковкой), Сё-тансу – книжный шкаф, Тебо-тансу – шкаф для музыкальных инструментов. Особенно ценятся в наши дни тансу из города Сэндай, они так и называются – Сэндай-тансу. Также ценны свадебные комоды из Нихонматсу, они часто украшены изображениями священных животных (на долгую жизнь и счастье), например аиста или черепахи. Такие комоды очень изящно смотрятся в интерьере японского стиля.

Японский свадебный комод тансу, конец XIX века

В старые времена для производства тансу использовались только собственные японские породы дерева. В то время как в начале XIX в. Китай уже вовсю распродавал свою древесину, в Японии осталось большое количество «своих» пород дерева, т.к. деревья в Японии священны и их вырубка ограничена. В создании тансу, в зависимости от конструкции, назначения и региона производства использовалась древесина суги (криптомерии), кури (каштана), хиноки (кипариса), а также павловнии, вяза и других пород, от самых прочных до самых мягких. Зачастую комод делался из нескольких пород дерева: твердый каркас, красивый «фасад» и мягкие (не коробящиеся от влаги и легкие) внутренние отделения.

Любопытно, что:

Древесину для тансу зачастую «состаривали» на улице, под действием солнца, дождя, ветра и различных температур в течение 40-50 лет.

Традиционные тансу скреплены деревянными гвоздями и коваными элементами. В древности для скрепления тансу использовался клей из рыбы, затем мастера перешли на клей из шкур скота.

По лицевой стороне тансу профессионал всегда может определить его регион происхождения, а также зачастую – профессию и зажиточность владельца. По количеству и форме кованых элементов, скрепляющих и украшающих тансу, эти шкафы могут сильно отличаться в цене.

Аутентичные средневековые тансу давно нашли своих владельцев (богатых коллекционеров) или стоят в музеях. Однако есть шанс либо раздобыть «залежавшийся» антикварный тансу, либо просто приобрести современную подделку или копию, более прочную и предсказуемую в поведении (в отношении влажности в помещении и солнечного света).

В конструкции настоящего тансу всегда заложены небольшие «изъяны»: кое-где не сходятся панели, отходят элементы внутренней конструкции. Тансу – «живые» и «штучные» шкафы, двух одинаковых не бывает. Зато, как неоднократно могли убедиться их счастливые владельцы, тансу скорее «гнутся, чем ломаются», они достаточно «гибкие», а вот сломать тансу довольно сложно. Впрочем, то же качество относится и к самим японским домам, в которых много заменяемых, не очень прочных, но гибких элементов.

Отделка тансу может быть как «щегольской», например роскошная отделка полупрозрачным лаком, так и скромной – простая шлифовка. Лаковые тансу – самые дорогие, но лак на них – «живой», от солнца может «поплыть»; этот изъян «исправлен» в современных подделках, которые покрывают современным, вечным лаком.  Виды отделки и украшения тансу от региона к региону сильно отличаются. По цвету тансу бывают разного оттенка, от темно-красных или даже золотистых, до коричневых или черных.

Сэндай-тансу

Любопытно, что тансу были одно время в опале, как предмет роскоши. В суровые времена Сёгуната (период Эдо – 1603-1868), когда действовало правило «не высовывайся, и может быть сохранишь голову», тансу делали крепкими, но зато подчеркнуто простыми и скромными. Лакированными тансу могли владеть только самураи (элита общества), а всем остальным, даже богатым людям, иметь в доме лакированный тансу было опасным для жизни «диссидентством»! За слишком щегольский тансу зазнавшегося торговца могли «попросить» сделать себе харакири… Восстановление императорской власти в 1868 г. ознаменовали послабления в законодательстве, регулирующем потребление, и следовательно своего рода «Ренессанс», «реабилитация» самых необычных тансу. С тех пор было произведено множество роскошных тансу, и за это уже никого не приговаривали резать себе живот.

Другой курьез, исторически связанный с вышесказанным – то что тансу были, по сути, «невидимыми» предметами японского интерьера. Это сейчас зажиточный японец может украсить тансу свою гостиную. А изначально тансу хранились в специальных помещениях: кура (складах), нандо (кладовых), осире (альковах), и чоба (особых платформах-возвышениях при магазинах). То есть, предполагалось что вы убрали свои вещи в тансу – и задвинули его куда подальше, и от посторонних глаз, и чтобы не нарушать благородную пустоту жилища, столь милую сердцу японцев. Как японцы убирают в шкаф свой футон(матрас), так они раньше убирали в кладовую комнату свой шкаф! Нам это может показаться странным, но для японца периода Эдо или даже Мейдзи это было естественным, как посуду убрать со стола. Таким образом, тансу ни в коем случае не были аналогом советской «стенки». Как и все, к чему прикасаются вдумчивые руки японцев, и что порождает их своеобразный менталитет, тансу – даже невидимые для глаз! – хранят тысячелетний принцип Ваби-Саби. Они ассиметричны и словно незакончены, в них есть недосказанность, как в утонченной японской икебане или в стихе хокку. Поэтому, возможно, в самой глубине тансу с самого начала хранили надежду и возможность «выйти в свет», что мы наблюдаем сейчас. Как бы то ни было, тансу были и остаются незаурядными предметами мебели – это поэзия в быту, настоящий гимн японкой основательности, скромности и самобытности. © www.asia-art.ru

http://miuki.info/2015/11/yaponskaya-korpusnaya-mebel-tansu-sunduk-komod/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic