Гарантия 300 лет - это у нас со времён Петра

Большой Дворец Петергоф
Большой Дворец Петергоф
Художественный музей г Рязань?
Частная коллекция
Набор в стиле "PARQUETRY"

Никифор Васильев и его тайный секрет

Давненько это было , почитай лет тридцать назад ,а может и поболее . В то время мне уже  доверяли на реставрацию вещи редкие и зачастую в таком состоянии , что и с моим то двадцатилетнем опытом , приходилось недели по две думать прежде чем прикоснуться к предмету. Жалко не сохранилось фотографий , уж до чего роскошен был тот столик наборного  дерева. Даже не заглядывая в книгу было ясно сработан он был русским левшой - Никифором Васильевым . Набор на крышке был затейлив и кропотлив безмерно.  Изображённые на крышке  фигурки кавалеров, барышень и кареты с вороными конями были замечательным примером  русского рококо. Но тут даже речь совсем не мозаичной работе лучшего маркетриста восемнадцатого века . Загадка оказалась в шиповом соединении .

Не знаю как мне удалось разгадать её , но иначе как палатой номер шесть сию историю назвать нельзя ибо когда врач уже настолько входит в образ больного , что фантазии которые ему привиделись выдаёт за явь, то тут уже точно «поздно пить боржоми».

Так что будем считать это полным бредом, ну не может же информация передаваться через старые порой подгнившие доски , пусть даже оклеенные кусочками драгоценного дерева, покрытые шеллачным лаком. На всякий случай я этот бред записал , вдруг кому-нибудь пригодиться . 

Дело было в Санкт-Петербурге приблизительно в 1724 году (сколько я не пытал, вылезшего из своей норы шашеля -древоточца, число и месяц он называть отказался),из далёкого Амстердама возвратились мастера, обучавшиеся кабинетному делу аж целых семь лет. И держали они отчёт- не перед кем либо , а прямо перед самим императором Российского государства. Ну а чем спрашивается можно оправдать своё учение да затраты на долгую командировку в забугорье. Потому-то и привезли они на корабле свои дипломные работы. Кто поставец , кто шкаф , кто кресло ,а кто и  стол мозаичной работы. Долго ходил Пётр вокруг  , ещё пахнувшей свежим лаком коллекции ,да рассматривал дотошно каждый предмет . Иногда даже доставал из кармана  стекло увеличительное насаженное на костяную рукоять и пристально рассматривал каждую загогулинку на представленных предметах. Потом похвалил кабинетных дел мастеров и определил их в работу. Одному же из них велел остаться и просил его быть своим наставником по части столярного ремесла. Все предметы мебели приказал свезти во дворец к Алексашке, оставил себе только один стол на ногах кабриольных с наборной крышкой, имитирующей модный в то время паркет с ромбами объёмными. Открывал он, закрывал крышку снова и снова,доставал лупу , да приговаривал - ну скажи мне брат по совести , как это у тебя ромбы таковы ,что глаз ласкают, аж прямо как паркет в Версале. Да и подогнал их ловко , амфузория меж них лапу просунуть не сможет. Может и меня сим секретам тайным обучишь ,как столь изящную ножульку под крышку приторочить, да чтоб сносу не было. Сам небось знаешь как сей стол игруны пользовать будут . Тут небось клей хитрый сварить надобно из осетра-рыбы ,аль добавки похоже непростые примешать следует.Но мебельщик хоть и струхнул сперва , но потом отвечал бойко. А стол у меня вовсе без клея собран. Но простоит лет сто для примера.

-Не дело царя обманывать . Петр нахмурил брови и посмотрел на Никифора так , как эбенист ( чернодеревщик ) смотрит на простого плотника.Уж я то в своём доме мебель всю сам себе сделал , и те мастера , что вас обучали вперёд мне уроки давали. Можно и без клея ножку приладить и шкантом да нагелем на века успокоить ,только вылезет тот шкант через год и не только глаз будет колоть , да ещё и руку оцарапает. Хорошо государь будь по вашему, обучу величество Ваше секрету первому самому простому , как ножку к столу без клея приладить , а пожалуй через месяц покажу урок этот самый простой.

Незаметно прошёл месяц , сами знаете сколько у царей работы. Оставишь на час государство без присмотра , глядишь растащат вмиг всё и золото,и пеньку . Задумаешь вздёрнуть вора-негодяя... бац,  а в загашнике даже худого каната двух метров не найдёшь. Но всё одно, раз другой про стол тот игральный вспомнил. Время то как раз после Северной войны, поистратился император   - хоть шаром кати. Тут то и придумал Петр карты игральные выпускать  на своей мануфактуре и продавать задорого. И монополию устроил строжайшую чтоб остальным ни-ни, ни в коем разе карты то рисовать и продавать не вздумали.  Так что к месту про стол то вспомнил и мало по малу копейку для казны добывать  тем стал. Проходит месяц и Никифор показывает императору три стола почти точно срисованные с того ,что родом из Европы. Правда, без набора паркетного- только голый остов, но очертанием даже  пофасонистей. Вот изготовил я царь государь столы готовые к покрытию картинками деревянными,один я соединил на клей ,как учили в самой Голландии, но только клей тот хоть и хитрый ,а лет через сто устанет ,да и ножки то расшатаются . А вот если играть на нём вздумают по сурьёзному -то и за двадцать то годков укатают  сей стол.

Так вот если хошь по доброму сделать , да чтоб внукам досталось - то шипы распилить надо, а в проушинах косина обратная нужна , да и клин  встречный ласковый в пропиле том должен обретаться . Он то и запрёт ножку навсегда. Ну а если лень каждый шип по-вдоль пилить да клинышки ласковые лущить ,то есть способ совсем простой : клей из царь рыбы не придётся тратить и времени немного треба. Просто долбишь в ножках гнёзда заранее. А в это время заготовки,  на которых у тебя шипы будут — кладёшь на печь. Лежат они себе на полке печной, с водичкой внутренной расстаються. А как высохнут вполовину ,тут делаешь шип плотный забиваешь с натягом и приносишь в обычную горницу. Вот тут и чудо то и происходит:деревяшки словно прирастают друг к дружке, тут главное не пересушить, чтоб проушину не разорвало , когда водичка в деревяшку возвернётся. По мне так, такой стол лет триста с походом постоит промолвил мастер. А для убедительности приподнял стол на пядь да и отпустил не зажмуриваясь . Нет ничего такого не произошло ,видать Никифор дружил с деревяшками, ничего не сдвинулось не сломалось . Не довелось мне про остальные уроки царские  узнать, но только столы те мастер доделал и живы они до сих пор.  Не знаю приснилось ли мне это или нет только все эти столы на виду : один что с ромбиками у меня в коллекции, другой в Рязани в музее художественном, а два других в Большом Петергофском Дворце и вроде бы ножки у всех четырёх на месте , сдержал слово Никифор , не обманул триста лет прошло всё-таки.

стол "Аркадские пастухи" набор внутри
"Дипломная работа"


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic